Айкидо для дошкольников

.....Оставив в стороне философско-этические вопросы, поговорим о технике. Занятия айкидо, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника айкидо основывается на круговых движениях и на концентрации энергии, в нужный момент придающей броску или контролю мощь. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики.

Программа обучения айкидо состоит из обязательных разделов: кихон, укеми, ката, рандори.

  • Кихон – это выделенные из ката базовые движения и их комбинации на основе различной техники перемещения.
  • Укеми – техническое действие дающее возможность избежать поражения или травмирующего воздействия.
  • Ката – формализованные комплексы, использование которых в айкидо стандартизировано.
  • Рандори – свободное и уместное выполнение защитных действий при атаке одного или нескольких нападающих безоружных или вооружённых.

Все разделы изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в айкидо может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определённые черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения айкидо может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.

Теперь давайте попробуем разобраться, что из программы айкидо могут усвоить маленькие дети. Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия.

 

Обычные дети не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим айкидо, неспособных к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется – дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребёнка было чётким, т.е. чтобы он запоминал все детали, объём предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребёнок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена в удобном ему виде. В каком именно - зависит от способа восприятия конкретного ребёнка. Этот способ можно установить путём наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).

По способу восприятия и запоминания люди, в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено, делятся на так называемых:

  • визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ);
  • аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ);
  • кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой мышечной памятью). Есть ещё четвёртая группа – дискретики, но их мало.

Если занятия проводятся в группе, то в ней всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях айкидо нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребёнку образ. Если кто-то из детей всё равно ничего не понимает и делает всё неправильно, значит, перед вами, скорее всего, кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы.

Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае, она есть у родителей, а ребёнку просто вдруг «захотелось», и через час «расхотелось») и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающемуся приходится создавать).

Из этого следуют выводы - чтобы у ребёнка «пошёл» процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:

  1. Контроля внимания (его надо воспитывать);
  2. Контроля своих действий и согласование их с действиями инструктора;
  3. Понятийного аппарата (его нужно формировать, а для этого необходим опыт);
  4. Логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребёнку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны, что проще);
  5. Волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием).

Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатления – это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать - иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, - без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится. Поэтому обучаемость у ребёнка приходится формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей процесс намного более трудоёмкий и длительный, чем обучение взрослых.

Айкидо можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит своё тело работать по науке.

Любой инструктор айкидо знает, что техника ни в раннем, ни в позднем возрасте не достигается «естественностью движений». Естественные движения для ребёнка, как и для любого человека, те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям айкидо. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.

Подведём итог. Несмотря на то, что айкидо никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми айкидо можно, нужно и полезно.

  1. Можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребёнка (гибкость, силу, координацию).
  2. Развить внимательность, усидчивость, интеллект.
  3. Поставить правильное дыхание.
  4. Заложить фундамент грамотных движений (встать, сесть, упасть).
  5. Научить общаться с людьми (уметь налаживать контакт, чувствовать обратную связь).
  6. Попробовать переключать своё эмоциональное состояние (и смех, и слёзы).
  7. Повысить самооценку.
  8. Почувствовать разницу между напряжением и расслаблением.
  9. Развить привычку к здоровому образу жизни.
  10. Научиться считать до десяти по-японски и проводить утреннюю зарядку с родителями.

Самое главное - дорога начинается с первого шага. Научитесь переходить от фантазий и размышлений к конкретным шагам. Дети учатся на нашем примере, они поступают в жизни так, как это делаем мы, не говорим, не думаем, не считаем наши поступки и личный пример это главное.